Полис

Словарь Суккубов

Полис, (сущ. м. р.) (мн. ч. полисы); прил. политический, политичный; санскр. pur, nagara, rājya [царство]; др.-греч. πολις; лат. respublica, municipium, urbs; англ. city; нем. Stadt, Burg; - город как административно-территориальная единица и аксиальная основа парадигмы гражданства. Аутентичный древнегреческий полис вплотную смыкается с принципами устройства деревни, а в приложении к современным городским условиям наиболее близок концепции двора. С точки зрения этимологии, πολις означает огороженную часть ["половину"] космического пространства или интериорную область ареала обитания. В призме этимологии и как элемент административно-территориального деления полис вплотную сближается с понятием "округа" [нем. Landkreis].

Полис, находящийся в центре субординированных ему провинциальных полисов, известен как метрополия. Такой полис, который является сверхкрупным полисом, древние греки расценивают как мегаполис. Ср. Горожане - учение о больших городах.

Суккубологическая догма, на основании которой эксперты предпринимают оценку явления города, гласит, что прототипом полиса, сочетающим примерные характеристики мегаполиса и метрополии, была, есть и будет Небесная Калькутта.

Персона, средой обитания которой является полис, обозначается как др.-гр. πολιτης [русск. гражданин] и πολιτις [гражданка]. Непосредственное родство города и гражданства ныне прослеживается в большинстве языков палеоевразийской группы, в том числе в санскрите [pur, "город" в традиционном смысле и paura, "горожанин", живущий в традиционном смысле города и являющийся гражданином], русском [город и гражданин, крепость и крепостной] и немецком [Stadt и Staat, Burg и Bürger].

Не являющаяся гражданином полиса персона, то есть представляющая собой постороннее, чужое лицо, в древнегреческом лексиконе известна, прежде всего, как απολιτης [лицо без гражданства, изгой], а также как принадлежащий полису, но не дееспособный ιδιωτης [отдельный абстрактный житель в противоположность конкретному гражданину полиса; частное лицо; представитель толпы, простой прохожий; обычный человек; рядовой солдат; профан; "простак"]. Последнее, переносное значение обрело значительную популярность в современной культуре, в которой транскрипция слова ιδιωτης обособилась в самостоятельный уничижительный эпитет.

С точки зрения этимологии, понятие ιδιωτης обозначает буквально "обособленное [лицо]", что происходит от ιδιος, "собственный, персональный; особенный, своеобразный, необычный; принадлежащий частному лицу". Эта же парадигма ложится в основу понятия ιδιοτης, "собственность, частное владение".

В контексте склонения широких масс населения к бесперспективной имитации коллективного действия ныне употребима апелляция к тому, что "древние греки называли человека, который не интересуется политикой, идиотом." Это, разумеется, не соответствует действительности настолько, насколько смысл любого слова данной пропагандистской установки не имеет ничего общего с древнегреческим. Данный афоризм представляет собой пример так называемой бессмыслицы, идущей рука об руку со "святой простотой", которая со всей серьезностью транслирует тавтологию, примитивную "житейскую мудрость" и инфантильную интерпретацию лежащих на поверхности утверждений, обоснование правомерности которых находится лишь в них самих.

Идиот в условиях древнегреческого полиса представляет собой элитарную низшую касту - это рядовой солдат, представитель уличной толпы, статист, который присутствует при общественной жизни, но не вполне дееспособен. Он лишен права голоса, ибо, не имея на то никакого дурного намерения, говорит всегда невпопад и в нарушение обычаев. Но в отличие от истинного чужака, которым является απολιτης, этот представитель имеет права гражданина, что само по себе выделяет его среди обычных простых людей, не заслуживших гражданства, в связи с чем демонстрируемое им необычное поведение обращает на себя особое внимание. От чужака же нельзя ожидать никакого поведения, кроме странного и чреватого опасностью.

Перефразируя афоризм про "аполитичного идиота" [т. е. "не имеющего гражданства полиса своеобразного частного лица"], мы могли бы сказать: "вы нам кажетесь странным и, если вы не из нашего двора, проходите мимо и не мешайте делам дворового совета." - Данная формулировка, которая сама по себе вплотную смыкается с техниками защиты своего от чужого, в том числе антиповеденческими [ср. Дорога, Перекресток, Блудница, Юмор] методологиями, понятна воспитаннику современной языковой среды, в отличие от той, которая предлагается пропагандой в справедливом расчете на то, что два совершенно непонятных иноземных слова воспроизведут флер непоседливого умиления, смешанного с чувством патриотизма, который в свою очередь также является иностранным и непонятным словом.

Политическим человеком древние греки именовали того, кто является гражданином полиса и может претендовать на все гражданские права. В противность такому человеку, аполитичный [απολις] - это не тот, который "не интересуется политикой", а тот, кто фактически не имеет прав гражданина полиса и является изгоем. Парадигма "испытываемого интереса" здесь может усматриваться лишь в контексте наличия или отсутствия пересечений зон интереса.

"Политикой" в Древней Греции обозначалось соучастие в городской жизни, в т. ч. управлении и участии в мероприятиях регулярного культа, основанное на фактическом совпадении зон интереса гражданина и его полиса. При демократической форме правления, в рудиментарной форме заимствующей определенные черты демонократии, каждый гражданин рассматривается как делегат родо-племенных полномочий, что при истинной демонократии верифицируется средствами полной и безапелляционной одержимости.

Согласно установкам современного общественного договора, политикой считается область "межгосударственных" отношений и практикуемая населением нелегитимного государства имитация общественно-бесполезного действия. Обе трактовки не заслуживают дальнейшего изучения.

Функция полиции, которая неотъемлема от современной цивилизации, заключена в охране порядка, что установлен в государстве-полисе. Полиция представляет собой интерактивный инструмент, обеспечивающий бесперебойную связь между человеком и законом.

Донна Анна

Материалы

Новое

О сайте

Поиск по сайту

Donna Anna Org. (DAO.), 2003-2018