Профан

Словарь Суккубов

Профан, (сущ. м. р.), (мн. ч. профаны, род. п. профана, дат. п. профану, тв. п. профаном); тж. невежда, дилетант, лох; прил. профанный, профанический; санскр. sāṁsārika, laukika; др.-гр. βέβηλος, ἀσεβής; лат. profanus, laicus, homo rudis; англ. profane, layman; нем. Profane, Laie; - простой человек, который не посвящен в таинства, маркирующие круг интересов либо принадлежность к определенной организации или сообществу.

1. Профан от архаичного времени до наших дней

В призме апелляций к инициатическим стандартам сегодня весьма заманчивым становится наделение профана универсальным контринициатическим значением, если верить которому, профан - это ничто иное, как контринициатический сирота - лицо, которое не посвящено в таинства инициатического союза и не вхоже во внутреннее сакральное пространство. Однако, являясь типичной именно для современной культуры, в которой союз, заявленный в качестве инициатического, тендирует как к универсальности, так и к узурпации исключительных прав на всё, что не является мирским и профанным, такая трактовка не отражает функции профана в архаичных обществах.

Метаистория учит, что понятие "контринициатического, секулярного профана" или "профана во всех отношениях" чуждо не только аутентичной родо-племенной культуре, но и традиционным обществам пост-шаманского декаданса, потому что в рамках, которые маркированы инициатическими стандартами, любой представитель нации, кроме изгоя [да и тот, мигрируя за границу мира людей, все еще остается в рамках сакрального космоса], является неотъемлемой частью священного миропорядка и он в любом случае посвящен в соответствующие таинства посредством возрастных, гендерных, сезонных и профессиональных инициатических обрядов. Речь в таком случае можно вести только об узко специализированных профанах - о юноше, не посвященном во взрослую традицию, о муже, не посвященном в женские таинства, о члене воинского союза, не посвященном в таинства кузнечного дела, и т. д.

Такой узко специализированный профан действительно может рассматриваться как противоположность адепту, в отличие от которого он не преследует и не достигает целей, постулированных телеологией, характерной для конкретной дисциплины.

Следует понимать, что являясь специалистом высочайшей квалификации в вопросах метафизики, шаман архаичного племени, тем не менее, не обладает эксклюзивными правами на всё Сакральное, потому что вся вселенная, являясь моделью воплощения Сакрального, располагает всей полнотой прав, которые, в частности, транслируются через возрастные, сезонные, гендерные и профессиональные обряды. Каждый простой человек архаичного племени состоит с Сакральным в тесных отношениях и определенно посвящен в таинства Предка, равно как и целого ряда духов или демонических сущностей, и то, что отличает его от шамана, это не отсутствие прав, а скорее невозможность видеть всю картину целиком и, конечно, осуществлять урегулирование метафизических конфликтов.

В соответствии сказанному, претензии современных религиозных союзов и спиритуальных сект на эксклюзивные права владения исчерпывающей полнотой священных таинств, не посвященный в которые человек мог бы объявляться контринициатическим профаном, являются безосновательными, то есть не находящими исторического подтверждения и основанными на мизинтерпретации воображаемой Традиции. То, что делает современного человека контринициатическим сиротой, это не его противопоставление религиозному союзу, а сама природа цивилизации контринициатических стандартов.

Поэтому, с точки зрения метафизического здравого смысла, понятие профана может определяться только в конкретных системах координат, прежде всего, в призме современности, профессиональных, сообразно чему для китобоев профаном является не китобой, а для воров - лох.

Точка зрения, согласно которой, слово "лох" [происходящее от индоевропейского корня *leugh, как и санскр. laukika и англ. layman] обозначает "профана во всех отношениях", может быть признана резонной в том смысле, что все, находящееся за гранью общего интереса группы лиц, лежит по ту сторону его границ и, попадая внутрь круга, продолжает наследовать качества постороннего - того, кто не транслирует правды: для китобоя любой человек, не являющийся китобоем, является не китобоем, а для религиозного фанатика, соответственно, любой разумный человек - это враг религиозных фанатиков.

Тот, кто не транслирует правды в чем-то, не транслирует ее и во всем остальном.

2. Профанация

Под профанацией в строгом смысле понимают попытку или фактическое осуществление посвящения неподготовленных профанов в гендерное, возрастное, сезонное или профессиональное таинство, а также предпринимаемую в процессе такого посвящения десакрализацию предметов культа. Однако, в виду отсутствия реальных инициатических стандартов, понятие профанации в наши дни по большей части приобретает характер инструмента апологетики, используемого для обоснования и защиты индивидуальных психологических затруднений и общественно-политических, равно как и культурных стереотипов.

То, что не получается обосновать Бритвой Оккама, можно попробовать оправдать опасностями профанации.

Эксперты выделяют три категории профанации:

1) внешнюю, когда знание, привилегированными правами на которое обладает узкий круг лиц, предлагают не посвященной в соответствующие таинства публике без того, чтобы взвешенно адаптировать и дозировать предоставляемую информацию;

соответственно этому, профанацией может считаться предоставление публике полной технической документации по созданию действующей атомной бомбы не зависимо от того, что для ее фактического создания необходима консолидация всей финансовой и идеологической мощи сверх-государства;

это также называется методом расстрела воробьев из пушки - стреляя по ним, возможно, мы попадем и по какому-нибудь серьезному противнику, иными словами, сокрытие специальных таинств от всех ставит своей целью скрыть их от вражеского мага, который, в отличие от профанов, способен понять;

2) внутреннюю, когда адепт не верно ставит знак акцента в истинном имени бога или ошибается в одном порядке числа, с добрыми намерениями внося изменения в исходный код трансцендентного AI;

3) идиотическую, когда простой человек, ιδιωτης, не сознающий собственной некомпетентности, предпринимает профанную интерпретацию специального материала; к данной категории относятся, в частности, все виды журналистики, начиная с передовиц и журналистских расследований, заканчивая статьями википедии, документалками National Geographic и научно-популярными видео на Youtube.

Донна Анна

Материалы

Новое

О сайте

Поиск по сайту

Donna Anna Org. (DAO.), 2003-2019